понедельник, 6 октября 2014 г.

Выборы в Украине как зеркало политической коррупции.

"А вы, друзья, как не садитесь, все  в музыканты не годитесь"! (Афоризм из басни Ивана Андреевича Крылова).

     По количеству выборов Украина одна из самых демократичных стран в мире. За 23 года независимости в Украине прошли 6 президентских выборных кампаний (из них 2 досрочных и 1 скандальная в 3 тура), 7 парламентских (из них 3 досрочных), 6 региональных и 2 общенациональных референдума. 
     По уровню коррупции, согласно рейтингу Transparency International, Украина также в "лидерах" на 144 месте из 177 стран, с показателем в три раза лучшим от самых коррумпированных (Афганистан, Северная Корея и Сомали) и в почти в 4 раза худшим от наименее коррумпированных (Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция).


     Все без исключения предвыборные кампании в Украине проходили под лозунгами борьбы с коррупцией, начиная с обещаний второго Президента Л.Кучмы - "навести порядок в стране и побороть преступность" и заканчивая обещанием пятого Президента П.Порошенко - "жить по-новому". 
     Как говорил классик: "Не можешь побороть коррупцию - возглавь ее"! Борьба с коррупцией превращается в борьбу за то, чтобы ее контролировать. Не побеждать, а оберегать, как необходимый элемент политической системы страны.
     Вся суть политической борьбы в стране заключалась в соперничестве между собой двух олигархических групп, Западной и Восточной ориентации. Победитель возглавлял национально-мафиозный синдикат, а Проигравший обрекался на "полуголодное" существование, в виде так называемой оппозиции, до следующих выборов в стране. Удобство системы заключалось в том, что она позволяла части политиков, переходя (конечно же, руководствуясь интересами страны) из лагеря проигравших на сторону победителей, не обеднять свою политическую жизнь оппозиционными "трудностями". Эти политические прагматики опасались доверять контроль над своим благосостоянием коллегам по синдикату даже на непродолжительное время и успешно играли роль политического "баласта", предотвращающего чрезмерные колебания в политической жизни страны.
     Такая  система в Украине должна была постепенно привести общество в коматозное состояние политического безразличия, уравновесить влияние западных и восточных соседей на "мягко" контролируемую ими "буферную" зону в виде безобидной, нейтральной страны без вооруженных сил, с экономикой и политической коррупцией, в равной степени зависимыми от импорта дешевых энергоресурсов с Востока и финансовых ресурсов с Запада. 

     SYSTEM ERROR. 

     Во-первых, ВВХ подвел Запад. Расчет на то, что экономическое заигрывание ЕС с кэгэбистским режимом в Кремле, приведет к продолжению либерально-олигархического капитализма, времен Б.Ельцина и отказу от имперских амбиций, не оправдался. Реваншистские устремления политического руководства Кремля значительно превышают предлагаемые ему взамен "западные ценности". 
     Эти амбиции претендуют на уровень диктовки Западу новых ценностей "русского мира", с которыми благосостояние  граждан, хотя бы видимость  демократии и международная толерантность не имеют ничего общего. 
     Экономическое сотрудничество с Западом Кремль использовал исключительно для наращивания своего военного потенциала,создания пропагандистской машины и коррумпированного политического лобби в странах Запада. 

     Во-вторых, подвел интеллектуальный уровень руководства украинской части политического "истеблишмента" с Донбасса, который не понял тонкостей политической игры и своими действиями спровоцировал досрочное прекращение процесса окончательной "нейтрализации" Украины.

     В-третьих, украинское общество  оказалось  еще не в "коматозной дремоте" и проявило лучшие качества, присущие настоящим нациям - нетерпимость ко лжи правителей, неприятие насилия по отношению к себе и способность защищать эти свои принципы свободы даже ценой жизни.

     "У Вас хороший "план"?

    Судя по всему, такая политическая "ловкость", политика из Енакиево, была неожиданностью для всех, как на Западе, так и на Востоке. А попытка экономического торга при подписании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС войдет в учебники истории, как яркий пример дипломатического и политического невежества, послужившего толчком к революционным преобразованиям в стране, которой все мировые игроки отвели роль спокойной нейтральной территории, где будут "сглаживаться" волны противоречий между европейской и азиатской цивилизациями.

     ВВХ пришлось срочно вводить в действие военный вариант плана "Новороссия", хотя предпочтение отдавалось мирному варианту "дружеских объятий" Украины, но выбора уже не оставалось. 

     А у Запада другого плана  не оказалось вовсе, и он, отреагировав на агрессию РФ введением экономических санкций, пытается претворять в жизнь свой прежний план "нейтрализации" Украины, упорно повторяя, что только мирным путем можно разрешить конфликт в Украине. Подарив авторские права Президенту П.Порошенко на "его мирный план", Запад надеется остановить агрессию Кремля, сделав уступки в виде части территории Украины, которые перейдут под прямой (Крым) и непрямой (часть Донбасса) контроль РФ, а затем продолжить, но уже под руководством значительно более искусного и управляемого Западом политика, построение в Украине страны с контролируемым уровнем политической коррупции и либерально-олигархической экономикой, которая по их мнению будет примером  подражания  для послепутинской России. 
     Таким образом, Европа готова пожертвовать Украиной, как европейским государством с полноценной демократией, отсутствием политической коррупции, имеющим шанс вступить в ЕС и НАТО, для нейтрализации угрозы, идущей от России.

     Планы партии партий - планы народа !  = ? (лозунг ЦК КПСС, в нашем случае,  уравнение).

     Однако, украинское гражданское общество демонстрирует активное сопротивление попыткам новой власти, под аккомпанемент красивых речей и выступлений с обещаниями реформ, закамуфлировать процесс сохранения старой политической системы. Власть все еще рассчитывает, что ей удастся выдать процесс за результат, спрятать за красивой формой отсутствие содержания, "выпустить пар" революционных преобразований, включив в свои ряды ярких представителей гражданского общества, журналистов, активистов гражданских движений, участников военных действий на Донбассе, подготовив им заранее роли политических аутсайдеров. Проведение парламентских выборов по пропорциональной системе фактически еще на 5 лет закрепляет политическую систему 1998 года и, соответственно отбрасывает страну во времена расцвета "кучмизма". В объяснение проведения выборов по старой системе тем, что, якобы в существующем Парламенте невозможно собрать голоса в поддержку изменений в закон про выборы, поверить так же "легко", как и в демократичность предстоящих выборов, с участием в них  старых "тертых" политических прагматиков, поигравших за свою карьеру почти во всех  командах, "бившихся" в турнирах за места "под куполом", собранными теперь в "сборные по интересам" под новыми названиями :

  • "Блок Петра Порошенко" -те, кто хочет во  власть (даже Л.Кучма был скромнее и удержался от использования своего имени в названии лояльных ему политических группировок, что, однако, не уберегло его имя от использования обществом , как нарицательного, для характеристики режима его правления. Нынешний Президент, привыкший видеть свое имя в названии своей бизнес-корпорации, назвал своим именем и политическую корпорацию, нарушив закон, запрещающий Президенту агитировать за политические силы во время парламентской избирательной кампании, чем воспользовались многочисленные "самовыдвиженцы", заявляющие на своих рекламных щитах, что они тоже "ЗА" Президентский блок, оставаясь при этом самостоятельными "искателями политических приключений");
  •  "Народный фронт" -те, кто не хочет из  власти, поэтому создали фронт борьбы за свое сохранение при власти; 
  • "Оппозиционный блок" и "Сильная Украина" -те, кто из  власти, только первые пока во власть побаиваются, а деньги есть на "оппозиционное прозябание", а вторым уже финансово "душновато",  в оппозиции они уже побыли сейчас и долго так не протянут - значит  пора во власть;
  • "Радикальный Ляшко", вынужденно преобразовавшийся в целую партию - "аварийный клапан" по сбросу чрезмерного недовольства общества  первыми тремя политическими силами - самый удачный бизнес-проект в новом Парламенте.
     Скорее можно поверить в то, что старая система нужна президенту П.Порошенко так же, как в свое время Л.Кучме - чтобы за счет контролируемого большинства в Парламенте получить полную власть в парламентско-президентской республике и он торопится конвертировать свой успех на президентских выборах в победу блока имени себя и на парламентских выборах. Время ему точно не союзник, так как недовольство в обществе президентской политикой, особенно кадровой, и продолжением практики политических династий, нарастает. 
     Добившись от трех парламентских фракций решения о досрочном роспуске Парламента и умело сыграв на политических амбициях членов "правительства-камикадзе", во главе с его импульсивным Премьером, Президент создает с одной из них самую многочисленную фракцию в новом Парламенте, примкнуть к которой еще до выборов уже просится погорячившийся вначале Премьер, и очень значительно ослабляет две другие фракции своих вчерашних союзников по революционной борьбе, избавив себя, тем самым, от необходимости дележа с ними приза в виде властных полномочий. 
     Премьер, так незамысловато выторговывающий себе сейчас сохранение премьерского кресла, при новом Парламенте действительно превратится в камикадзе, которого про-президентское большинство "сольет" при первом удобном случае, а вернуться  ему обратно в "большую политику" самостоятельно будет практически невозможно, до тех пор, пока кто-нибудь не подберет его на следующих парламентских выборах. 
     Общество, тем временем, устав от пустых обещаний и не поверив в недееспособность старого парламента, используя непарламентские методы воздействия на "утомленных" парламентариев, добилось от них результативного голосования за закон "О люстрации", правда парламентариям удалось исключить себя и Президента из списка лиц, ей подвергаемых. Президент,  пообещав этот закон подписать, взял паузу на раздумья то ли о том, кому из его людей этот закон угрожает, то ли как его использовать против своих противников. 
     Получив такой "подарочек" от Парламента, Президент отважился направить в ответ Стратегию по борьбе с коррупцией из пяти антикоррупционных законов, принятие которых по мнению общественных организаций позволит начать реальную борьбу с коррупцией, а не контролировать ее из властных кабинетов, как рассчитывала, судя по всему, и нынешняя власть, также, как и все предыдущие (но конечно не так грубо, как предыдущие "неуслышанные" с Донбасса). Расчет Президента видимо в том, чтобы окончательно добить и перессорить между собой демократов в нынешнем Парламенте и заодно переложить на них ответственность за нежелание бороться с коррупцией в стране, ведь трудно предположить, что сможет заставить нашу политическую "элиту" "рубануть с плеча сук", на котором они так удобно просидели все годы независимости Украины и принять законы:

  • "О Национальном бюро антикоррупционных расследований" , с обеспечением гарантий независимости и конкурсным избранием руководителя;
  • "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", предусматривающий введение механизмов проверки добропорядочности и мониторинг жизни госслужащих, а также создание Национальной комиссии по предупреждению коррупции;
  • "О фиксации и раскрытии информации о бенефициарных владельцах юридических лиц";
  • "Об открытом реестре недвижимости и земельном кадастре", содержащем требование о свободном доступе к информации о владельцах имущества;
  • "Об обеспечении прозрачности и надзоре за финансированием политических партий и избирательных кампаний и государственном финансировании партий.
     Этот проект Стратегии государственной антикоррупционной политики разрабатывался с января по май текущего года государственными и общественными экспертами, с участием Transparency International Украина и Общественной Инициативы "Реанимационный Пакет Реформ". 
     Если бы новая власть действительно хотела "жить по-новому", то до начала новой избирательной кампании ей бы следовало изменить избирательный закон, отменив "мажоритарку", принять закон "О люстрации" и провести ее, а также принять антикоррупционные законы. Да, на все это потребовалось бы время и мобилизация усилий гражданского общества, чтобы "стимулировать" к плодотворной работе оставшихся в наличии "законодателей", но ведь в итоге был бы РЕЗУЛЬТАТ, а не процесс, который опять "втирает" власть.   

     Заявленная Президентом Программа Реформ, львиная часть которой относится к компетенции Правительства, а также уже плохо скрываемое им раздражение от критических замечаний в свой адрес с предложением критикам, пока добровольно, отправляться в зону а т о (перед "а то" нужно скоро будет ставить запятую, а после многоточие) означает, что угроза возврата "кучмизма" сразу после парламентских выборов более чем реальна. 
     А окончательно "запорошит" Президент свою власть, проведя, так называемую, "реформу децентрализации" под региональные выборы в октябре следующего года, которые наверняка планируется провести по тем же правилам, что и парламентские выборы сейчас, так как прервать ПРОЦЕСС и потребовать РЕЗУЛЬТАТ от нового Парламента обществу будет намного сложней, чем сейчас. Грубо говоря, если этим Парламентом через непарламентские методы давления и близость выборов управляет в значительной степени Общество, то после выборов новым Парламентом будет управлять Президент, а  наличие войны на Донбассе в любой момент позволяет ему, объявив военное положение, обезопасить себя от влияния политических оппонентов, если таковое будет угрожать его властным интересам. 
     Кроме того, успешное проведение по своему плану парламентских выборов, а значит получение потенциальных союзников из "Оппозиционного блока" и "Сильной Украины" (дублеров теперешних "камикадзе"), дает Президенту надежду на то, что декабрьские местные "Донбасские" выборы" состоятся и он получит в свое распоряжение, при помощи фрау Меркель и месье Олланда, от "Донбасской войны" если не кнопку "ON/OFF" (ее ВВХ пока не отдаст), то хотя бы кнопку "VOLUME". А процесс мирного приобретения кнопки "ON/OFF" позволит отложить реформирование системы власти в стране лет на пять - до следующих парламентских выборов. 

     Когда бизнес не приносит результат, надо менять исполнителей, а не интерьер (из народной мудрости).
     
     Источником оптимизма остается только решимость Общества, заплатившего страшную цену за свою свободу и в тяжелейшей войне отстаивающего независимость своей страны, добиться РЕЗУЛЬТАТА в формировании новой политической системы в Украине. К сожалению, шанс получить качественно новый Парламент уже упущен, но есть еще возможность своими "голосами" поддержать не блоки из осколков партий, а политические партии, не участвовавшие в предыдущих правящих коалициях и представляющих их "мажоритарщиков". Чем больше в новом Парламенте окажется депутатов - неофитов, тем меньше будет у власти возможностей остановить обновление политической системы в целом по стране. Общественные организации должны консолидировать свои усилия с реформаторскими силами в новом Парламенте для того, чтобы добиться отмены пропорциональной системы на парламентских выборах и выборах в областные советы. Первоочередным для этого есть законопроект "Об обеспечении прозрачности и надзоре за финансированием политических партий и избирательных кампаний и государственном финансировании партий. Именно этот проект направлен на устранение причин коррупции в стране, все остальные посвящены борьбе с ее последствиями. Только партии с прозрачным финансированием, которое в значительной мере зависит от всего общества (кто платит - тот и музыку заказывает) могут помочь Обществу сломать олигархическую систему с контролируемой властью коррупцией. Нельзя допустить региональные выборы в октябре 2015 по старым правилам. Без территориально-административной реформы "децентрализация" вредна и опасна, о чем подробно ранее изложено в  http://ukrainskiyevropeez.blogspot.com/2014/06/2014.html. Законы в интересах Общества, а не олигархов могут создавать только партии, которые содержатся Обществом, поэтому и в выборах в те органы власти, к функциям которых относится законотворчество, должны участвовать только партии. Политикам, перешедшим из партии в партию следует запрещать участвовать в следующей выборной кампании на любом уровне. Блоки правильнее было бы запретить, одновременно понизив проходной барьер, а к участию в парламентских выборах допускать только партии, участвовавшие в региональных выборах во всех регионах страны. Партии, не участвующие в выборах должны автоматически прекращать свое существование. Новая политическая система должна обеспечить те "социальные лифты", отсутствие которых позволяет власти обособляться от Общества. Только опираясь на политиков, заслуживших своими результатами в работе на региональном уровне доверие избирателей,  у партии будет появляться шанс победить на парламентских выборах, а Общество получит Парламент, в большинстве своем состоящий из политиков, прекрасно ориентирующихся в реальных проблемах страны, имеющих опыт  работы на всех ступенях политической системы  и для которых работа на благо своей страны будет профессией, такой же престижной, как профессия инженера, военного, учителя, врача, рабочего, журналиста и наконец судьи, прокурора и милиционера полицейского. Такая страна точно сможет себя защитить и не будет напрашиваться в друзья к другим, а будет с достоинством отвечать взаимным уважением тем, кто является ее истинным другом и давать не менее достойный ответ своим врагам.
     
АЕ




Комментариев нет:

Отправить комментарий