Статья была написана специально для BlackSeaNews.
Позиция Турции в крымском вопросе стала, пожалуй, главным разочарованием для украинской дипломатии в 2014 году. Надежды на автоматическую поддержку Турцией Украины, основанные на исторической связи Турции и крымско-татарского народа и занятой крымско-татарским народом проукраинской позиции, выступившим фактически единственной организованной силой на полуострове против российской оккупации, не оправдались в том объеме, на который Украина явно, но необоснованно, рассчитывала.
Восток - дело
тонкое!
Позиция Турции в крымском вопросе стала, пожалуй, главным разочарованием для украинской дипломатии в 2014 году. Надежды на автоматическую поддержку Турцией Украины, основанные на исторической связи Турции и крымско-татарского народа и занятой крымско-татарским народом проукраинской позиции, выступившим фактически единственной организованной силой на полуострове против российской оккупации, не оправдались в том объеме, на который Украина явно, но необоснованно, рассчитывала.
Не встретив такой же поддержки от Турции, которую Украина получила
от США, ЕС, Канады, Австралии и Японии, Украина упустила инициативу в борьбе с
РФ за союзничество Турции в крымском вопросе. РФ, в свою очередь,
действовала быстро и решительно, хоть и имела изначально значительно худшие
позиции - помимо крымско-татарского вопроса еще и прямое участие на
противоположных сторонах с Турцией в сирийском конфликте. Тем не менее, одним
визитом Президента Путина, с газовым
предложением, от которого Турция пока отказаться не смогла, РФ добилась констатации от Турции того, что
отношения между этими странами стали самыми лучшими за последние 500 лет и это
на фоне двух, фактически развязанных РФ, войн на границах Турции.
Синхронно с прекращением всяких публичных попыток официального МИДа
Украины изменить отношения с Турцией в свою пользу, вопрос возврата Крыма
руководством Украины практически перестал звучать, как задача для внешней, так и для внутренней политики государства. Иногда
создается впечатление, что этой проблемой больше обеспокоены в США и ЕС, чем в
Украине. Если Украина будет продолжать использовать такую пассивную тактику в
Черноморском регионе, надеясь только на влияние на Турцию со стороны США и ЕС и
действие введенных ими в отношении Крыма санкций, и не прилагать собственных активных усилий на
всех возможных направлениях, в первую очередь дипломатических, политических и
экономических, то, в конечном итоге, она фактически потеряет моральную, а вслед за тем и правовую
возможность возврата Крыма в состав Украины, чем РФ безусловно воспользуется в
полной мере.
Очередность решения конфликтов - сначала Донбасс, а затем Крым -
это та игра, которую предложена и пока успешно реализуется Кремлем в своих
интересах и совсем не отвечает интересам Украины. Одних заверений Президента Порошенко
о том, что вопрос Крыма с повестки дня никто не снимал, уже достаточно, чтобы
убедиться в обратном. Налицо отсутствие единой государственной стратегии по
возврату Крыма в состав Украины, несмотря на то, что с момента его аннексии
прошел уже почти год. Парламент сподобился только на несколько поспешных и
противоречивых законов, не носящих системного характера. Единственный документ,
разработанный экспертами общественной инициативы Майдана Закордонних
Справ, в виде сбалансированной "Стратегии возвращения Крыма", пока не
нашел достойного отзыва и вообще какой-либо внятной реакции от официальной
власти, а интересы страны не позволяют дальнейшего развития ситуации в таком
проигрышном для Украины ключе. Мало того, с трудом остановленная этими же общественными
силами операция по переводу главной базы ВМС Украины из Одессы в Николаев,
сигнализирует о катастрофическом положении в государственной политике Украины в
Черноморском регионе.
Восток - дело
тонкое!
Очевидно, что любая политика, а в особенности на Востоке, должна
строиться как на понимании и уважении интересов партнера, так и умении
отстаивать свои собственные интересы, в том числе, и уж точно не в последнюю
очередь, экономические. Отношения "покупатель-продавец" являются
здесь естественной формой как межличностных, так и государственных отношений.
"Голая" политика и призывы к бескорыстной дружбе против
кого-либо, а тем более против России, ни у одной страны на Востоке точно
поддержки не найдут. Здесь не дружат "против", здесь дружат
"для", для получения собственной выгоды в первую очередь, но и
предпочитают иметь дела с теми, кто имеет достаточную силу для того, чтобы
самостоятельно формулировать и отстаивать собственные интересы и выгоду, а не
прятаться за чью-либо спину.
Политика Украины в Крыму и Черноморском регионе за все годы
независимости была прямо противоположной и продолжает оставаться таковой и
сейчас. Крымско-татарский народ и Турция по большому счету, кроме политических
деклараций, за 20 лет не дождались от Украины реальной экономической программы
сотрудничества, которая могла бы стать крепким фундаментом обеспечения мира в
Черноморском регионе. И если раньше подобные решения фактически блокировалось в
Крыму "пятой колонной" Кремля, то, что мешает сейчас начать это исправлять?
Если этот процесс не будет начат в самое ближайшее время, то
Украина потеряет свое значение, как морская держава вообще, наличие же
совместных с Турцией экономических проектов на территории Украины в области
легкой промышленности (текстильное и швейное производство, особенно в условиях
необходимости обеспечения обмундированием украинской армии), пищевая
промышленность и интенсивное сельское хозяйство (овощи, фрукты), морская
логистика - строительство портовых терминалов в дельте Днепра и Южного Буга для
перевалки грузов "река-море", кораблестроение, авиастроение и
сотрудничество предприятий ВПК, туризм и банковский сектор, строительство и
энергетика - вот тот интерес, который позволит Украине заполучить надежного
союзника в Черноморском регионе, а в сочетании с особыми, сложившимися у
Украины сейчас союзническими отношениями с США, Канадой и ЕС стать тем мостом,
который свяжет Запад и Восток Европы и заложит основу мирного развития для всех
стран региона.
Создание разного рода серых свободных экономических зон в Крыму и на оккупированной части Донбасса
занятие вредное и бесперспективное в экономическом плане. Это зоны оккупации и
других названий у них быть не должно, по крайней мере в украинской
транскрипции, ведь преференции для ведения и развития бизнеса нужно создавать
союзникам, а не врагам.
Поэтому, поддерживая полностью идею создания органа исполнительной
власти временно оккупированного Крыма на территории Украины, например в
Херсонской области, которая выдвинута в "Стратегии возвращения Крыма"
от Майдана Закордонных Справ, считаю чрезвычайно важным проведение
бизнес-форума с турецкими предпринимателями по созданию на Юге Украины -
Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области масштабного
украинско-турецкого инвестиционного проекта - "Черноморской экономической
инициативы 21 век" с максимально привлекательными условиями для инвестиций
в новые совместные предприятия. Это послужит экономическим фундаментом также и
для тех гуманитарных программ поддержки крымско-татарского народа, которые
изложены в "Стратегии...", поспособствует созданию новых рабочих
мест, в том числе и для переселенцев из Крыма, да и привлечь турецкие
инвестиции Украине в условиях «гибридной войны» на своей территории легче, чем
европейские, что подтверждает и грузинский опыт.
Следующим направлением усилий Украины, чрезвычайно важным для
влияния на черноморский регион, является активизация работы международной
организации ГУАМ, с дальнейшим ее расширением за счет привлечения в нее стран
Средней Азии ( Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии , ведь на
начальном этапе создания этой организации планировалось вхождение Узбекистана и
название было ГУУАМ, но потом, видимо под давлением РФ, Узбекистан
отказался от участия в проекте), Турции и прибалтийских государств. Это
стратегическое для Украины экономическое направление - участие в
континентальном логистическом проекте - создании нового "Шелкового
пути" - связать Среднюю Азию, Каспийский регион, Кавказ и Север Европы
транспортным коридором, независимым от РФ. Ключевым в этом вопросе являются
традиционно хорошие отношения Украины с Узбекистаном , Туркменистаном, Грузией
и прибалтийскими странами, Турции и Узбекистана, Азербайджана с Туркменистаном, Грузией и Турцией. Такая организация смогла
бы положить конец извечной экономической зависимости стран Средней Азии от РФ,
основой которого является отсутствие, альтернативного российскому направлению,
транспортного сообщения этих стран с европейским континентом. Такой
экономический союз будет служить установлению устойчивого мира не только в
Черноморском регионе, но и на Кавказе и очень благоприятно влиять на ситуацию в
Иране и Афганистане. Сейчас, из-за катастрофического экономического положения
РФ, особенно в финансовом секторе, который в свою очередь наносит
разрушительный удар по экономикам этих государств во многом зависимым от рубля,
у Украины есть шанс сыграть одну из важнейших ролей в процессе экономического возрождения Средней
Азии.
Еще один фактор, который имеет огромное значение на проблему
возврата Крыма и стабилизации ситуации в Черноморском регионе, и не
используется Украиной в должной мере, есть активизация сотрудничества с
Израилем. Украина также нуждается в поддержке Израиля, как и Израиль в
поддержке Украины. Для огромного количества граждан Израиля борьба Украины с РФ
понятна, близка и пользуется безоговорочной поддержкой. Обе страны подвергаются
террористическим атакам, инспирированным Кремлем, а опыт Израиля в создании процветающей экономики в условиях
непрекращающейся агрессии с сопредельной территории, бесценен для Украины.
Поэтому Украина кровно заинтересована в сотрудничестве в технологическом,
оборонном и научном секторах, а Израилю выгодно использовать дипломатические возможности
Украины для стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и развитии новых
экономических связей со странами, сотрудничество Израиля с которыми оставляет
желать лучшего.
Иными словами, Украина может, используя нынешнюю международную
ситуацию, вернуть себе место важного международного игрока, утраченное ею когда-то
в борьбе с Российской империей, не имеющего ее имперских амбиций, но способного
находить компромиссы между восточной и западной цивилизациями, обеспечить новый
уровень экономических связей и содействовать установлению надежного мира в
одной из самых горячих точек планеты. Украина способна предложить путь объединения ресурсов и возможностей
стран в этом регионе, основанный, с одной стороны, на исторической базе и
ментальном сходстве, взаимном многовековом проникновении культур, а с другой
стороны, на глобальных взаимовыгодных экономических интересах, отражающих
современные мировые тенденции, мирное
экономическое процветание взамен политики "разделяй и властвуй" в
исполнении РФ.
Такой шанс Украина вернула себе именно сейчас и за то, чтобы этот
шанс у Украины вновь отобрать и ведет войну РФ. Дипломатические усилия, о
которых речь шла выше, должны дополнить и гармонизировать усилия Украины в
европейском направлении, и не менее важны, чем модернизация армии, борьба с
коррупцией и реформирование экономики страны, поскольку органично их дополняют
в рамках единой стратегии укрепления украинской государственности.
АЕ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий